Блоги
Флора Эйзенштейн / Записки красными чернилами
03.05.2015 16:25

Да здравствует День Клоуна! (+ФОТО)

Комедийный президиум был уморительно смешной – загримированный бюст Ленина, стоявший на столе, серьезные и несерьезные речи, солидные и несолидные позы, реплики.

31 марта – 2 апреля, Одесский театр «Дом клоунов», «Комедиада-2015».

Прогноз погоды по всей Украине не баловал – в канун «Дня дурака» и погода была какая-то дурацкая: лили дожди и передавали штормовое предупреждение. В такую погоду как-то не до смеха и не до праздничных шествий, но Одесса – город со своим характером и капризами (что Одессе грозовые тучи и град, если душа просит солнце?), а президент фестиваля «Комедиада» Георгий Делиев – человек настолько харизматичный, что ему, очевидно, даже тучи разогнать – дело несложное. Потому на три праздничных дня, вопреки всем прогнозам, над одесским театром «Дом клоунов» погода стояла вполне удобоваримая. Нет, дождик, конечно, пытался накрапывать, но к назначенному часу концерта или веселых похождений на одесских улицах сразу покорно прекращался. Ветер стихал, появлялось солнышко и, собственно, настроение у одесситов и у гостей города сразу становилось очень даже фестивальное и смешливое.

Лозунг фестиваля клоунов и мимов «Комедиада-2015» весьма лаконичный и простой: «Миру смех!» Не знаю, как весь мир, а маленький уютный зал театра клоунов все три дня получал такую убойную дозу смеха, что обделенным точно никто не остался. Праздничное действо просто нереально было ограничить рамками одной только сцены – представление (а вернее веселые экспромты и бесконечные подкалывания друг друга) началось еще до назначенной минуты прямо в холле театра, где все фотографировались, баловались, пели, плясали и вообще развлекались как могли.

В антракте концертного зала опять показалось мало – все выходили в холл и на крыльцо, сходили с ума и резвились, как дети. И даже после окончания публика долго не могла разбрестись – откуда только силы берутся? – комики и клоуны продолжали позировать для фото, издавать душераздирающие стоны из всех мыслимых музыкальных инструментов, которые попадали им под руку, выплясывать что-то несусветное и раздавать автографы. Короче, настоящий фестиваль с настоящим фестивальным настроением – выфестивалиться и нафестивалиться до следующей «Комедиады».

Концертная программа на сцене «Дома клоунов» все три вечера строилась приблизительно по схожему сценарию – вперемешку выступали хэдлайнеры фестиваля (победители прошлых лет) и конкурсанты текущего года. Вел конкурсные программы и гала-шоу артист Александр Белогуб – конферансье такой замечательный, что, пожалуй, в зале не осталось ни одного человека, который остался бы равнодушен к его шуткам – молниеносным экспромтам или заранее продуманным, не важно. Мне, например, особенно запомнилось, как после очередного концерта публика долго не спешила покидать театр – общались с артистами, делились впечатлениями, брали автографы. Александр Белогуб со сцены некоторое время обозревал этот беспредел, а потом в непринужденной манере поспешил всех выставить вон: «Гости, расходитесь уже! Не забывайте, что метро в Одессе ходит только до 11 часов!» 

И, конечно, во всем чувствовалась властная рука бессменного президента фестиваля Георгия Делиева – то тут, то там мелькал его выразительный красный костюм. Из-за кулис мог вдруг показаться грозно указующий перст, торчащий из красного рукава, а то и сам Президент мог выглянуть, поучаствовать в какой-то шалости и снова скрыться с глаз.

Итак, первый день фестиваля – это шоу на сцене театра «Дом клоунов», сбор гостей и представление всех действующих лиц – как со стороны жюри, так и со стороны конкурсантов, хэдлайнеров. В жюри в этот раз есть и знакомые лица, и новые, есть иностранцы, которые в очередной раз подтверждают, что язык юмора – вещь интернациональная. Кресло председателя жюри который год подряд отдано киевлянину Владимиру Крюкову, члену Всемирной конвенции клоунов Англии. Хороший друг фестиваля и другой участник жюри, еще один киевлянин – Николай Кобзов, заслуженный работник культуры Украины, президент фестиваля «Золотой трюк». Не на сцене, а в жюри в этот раз заняла место и любимица публики Наталья Бузько, заслуженная артистка Украины, актриса театра «Маски-шоу».

Кроме того, в жюри заседали:

Конни Парод – Президент Артистического агентства «International ARTIST management» (Австрия, Вена);

Дубинский Петр – цирковой режиссер и продюсер, Президент Артистического агентства «Файяр берд Продакшн Инк» (США);

Харри Овенс – продюсер, владелец театра «Саломе» (Германия, Берлин);

Вита Барт – арт-директор театра «Саломе» (Германия, Берлин);

Ярослав Федоришин – директор и художественный руководитель Львовского академического духовного театра «Воскресенье» (Украина, Львов);

Наталья Ужвенко – заведующая кафедры пантомимы Киевской муниципальной академии эстрадного и циркового искусства им. Утесова (Украина, Киев);

Светлана Деркач – профессор кафедры режиссуры эстрады Киевского национального университета культуры (Украина, Киев).

Что особенно запомнилось из первого дня фестиваля? «Поющая голова» от комик-шоу «ТурЫсты» (Запорожье) – занятный номер, в ходе которого один из клоунов играл в «наперстки» - только вместо традиционных наперстков были ведра, а под ведрами прятался не шарик, а голова клоунессы. Запомнились три красавицы из театра эксцентрики и буффонады «Трико» (Киев) – очень выразительный и уморительный номер с театральными строгими дивами, которые строго и чинно вышли что-то исполнять под аккомпанемент скрипочки, а в итоге сорвались на лихой и фривольный канкан. Семейный подряд из киевского театра «ShiShoy» были, может быть, не самыми смешными за весь вечер, но вдруг порадовали давно забытыми цирковыми номерами – акробатикой и, главное, жонглированием кирпичиками. Это такой номер, когда жонглер замысловато крутит и перекладывает в руках три «кирпичика», которые вдруг кажутся монолитно склеившимися между собой, то вдруг начинают вращаться по замысловатым траекториям.

Конечно, клоунада чаще ассоциируется с развлечением для публики возрастом помладше, для детей. В этот вечер юной аудитории тоже было чем развлечься – так и взрослых, и маленьких зрителей славно повеселил Харьковский соло-комик Петр Черненький, который изображал скрипача, который никак не может разобраться с рассыпающимися нотами, непослушным пюпитром и капризным инструментом. «Калябуля?!» - изумленно вопрошал со сцены клоун, когда что-то терялось или не складывалось, как нужно. И вдруг из зала на абсолютно схожем языке стали отвечать дети! «Калябуляля!» - кричали они и очень комику сопереживали.

Это всё конкурсанты, а ведь были еще и хэдлайнеры, которые просто «жгли», доводя публику до истерики и смеха до слез. Так, всех очень повеселила киевлянка Юлия Домашец – звезда, которая не только на «Комедиаде» успела положительно зарекомендовать себя, но уже и в сериалах снимающаяся, и в различных шоу мелькающая на ТВ. Универсальный талант Юлии и ее мастерство особенно примечательны тем, что при врожденной грации, гибкости и гуттаперчевости она совершенно не стесняется быть смешной. Потому и «умирающий лебедь» - номер, представленный в этот раз зрителям, снова имел большой успех. Балет и клоунада – хороший коктейль для хорошего номера.

Очень хорош был и Алексей Красных из Киева, отмеченный особым дипломом еще во время проведения первой «Комедиады».

Красивый номер показали и мимы из квартета «DEK.RU», которые также приехали из столицы.

Закрывали праздничный день хозяева сцены – «Маски-шоу». А в финале представления со сцены в зал посыпались воздушные шарики в виде сердец, отмеченные автографами участников – приятный сувенир на память.

Второй день фестиваля – самый насыщенный, кульминационный. Именно он выпал на «День дурака» – 1-е апреля. Так что в этот день состоялось сразу много событий важных и знаковых. Например, торжественное заседание «Комедиантов» о провозглашении 1-го апреля «Всемирным днем клоуна» с массовым подписыванием обращения в Генеральную Ассамблею ООН. И все это, со слов Георгия Делиева, «под эгидой белого голубя с красным носом на клюве». Может, потому комедийный президиум был уморительно смешной – загримированный бюст Ленина, стоявший на столе, серьезные и несерьезные речи, солидные и несолидные позы, реплики. Торжественное заседание закончилось бодрыми танцами под аккомпанемент вполне серьезного оркестра – оркестра военно-морских сил Украины. 

Из «Дома клоуна» – на одесские улицы, веселым парадом! По пути фотографируясь со всеми встречными, забавляясь разными шутками, предлагая всем подписать обращение ООН и просто выделываясь кто во что горазд. Лишь бы не скучно!

Вечер – очередной концерт конкурсантов и хэдлайнеров на сцене «Дома клоунов». Жонглировали ведрами и кубиками киевская комик-группа «Plus – 16», несусветную танцевальную чепуху показали одесситки из театра «Абдрай», бесконечно переодевались клоунская пара из киевского театра «К.К.Ду». И, конечно, самыми неимоверными номерами баловали хэдлайнеры. Простой и элегантный номер был в исполнении Московского гостя – клоуна Бо (Бориса Оскольского). Клоун вышел на сцену с бумажным пакетом в руках, который, после непродолжительных, но очень интригующих пасов, оказался пустым. Бо достает из пакета невидимые мячики, шутливо ими жонглирует, подбрасывает в воздух, подставляет бумажный пакет и… с характерным шуршанием невидимые мячики вдруг попадают в пакет! Зал так увлекся игрой в невидимые мячики, которые с шуршанием запрыгивают в пакет, что зрители на полном серьезе ловили их из рук клоуна, передавали друг другу, бросали обратно в пакет, а потом… еще одно маленькое клоунское чудо! Из пустого пакета вдруг высыпались вполне реальные красные мячики! Забавно!

Очень милый, очень трогательный номер показали и киевляне из комик-дуэта «Plastilin»– клоуны стояли под зонтом и обсыпали все вокруг «снегом» из мелко порванной бумаги. Не знаю почему, но я вдруг вспомнила детство.

Смешную пародию на магическое шоу показывали комики из театра эксцентрики и буффонады «Buffet» (Киев) - пародия на американских иллюзионистов с нелепыми трюками и их комичным разоблачением.

Незаметно к концу подошел еще один празднично-фестивальный день. Снова шары в подарок и снова никто не хочет расходиться. Снова атмосфера самая непринужденная и все, пусть еще и не знакомые люди, но уже кажутся друзьями и в их компании легко, весело и интересно.

И третий день – это, конечно, итоги. Ведь участники фестиваля делились своим творчеством не просто так, а сражаясь за победу в нескольких номинациях. Таким образом, победителями стали:

Театр души и жеста «Quasar» (Днепропетровск) - приз «Дуркач высшей категории» за лучший сценарий и режиссуру;

Одесский театр «Абдрай» - спецприз президента «Комедиады», народного артиста Украины Георгия Делиева с формулировкой «За достойное комикование и придуривание»;

такой же диплом вручили комик-дуэту «LizzzeTi» - парочка студентов Киевского эстрадно-циркового училища (ныне академии имени Утёсова);

хедлайнер фестиваля Алексей Красных из Киева - Гран-при за лучшую клоунаду;

хедлайнер – квартет классической пантомимы «DEK.RU» (Киев) - особый приз жюри за искусство пантомимы;

клоунская династия из Киева «ShiShoy» - приз «Трюкач высшей категории»;

Театр эксцентрики и буффонады «Трико» - призы «Смехач» (за лучшее актерское мастерство) и «Симпач» (приз зрительских симпатий), номер «Весёлые цыпочки» понравился и жюри, и публике.

А вместе с тем было сделано очень много полезных и интересных вещей – прошло несколько благотворительных спектаклей и концертов (для раненных и для малышей, чьи семьи пострадали от войны), прошла акция «Клоун-доктор» и клоунская лаборатория «Делимся опытом», прошли мастер-классы. И, конечно, по адресу было отправлено обращение, призывающее основать профессиональный праздник клоунов. С нетерпением ждем вердикта. Но уже сегодня все уверены, что Дню Клоуна – быть! 

3576
Автор:
Флора Эйзенштейн
Блог:
Записки красными чернилами

По теме: