Статьи
12.05.2016 17:32

Что ожидает потребителя на свободном рынке газа?

Достаточно монополисту создать дочернюю структуру, получить лицензию – и вперед. Никакого контроля со стороны государства, цены такие, какие они сами захотят.

26 февраля 2015 года в Верховную Раду на рассмотрение поступил законопроект «Про рынок природного газа». Предварительно этот законопроект рассмотрел и одобрил Кабинет министров. Инициатор законопроекта – А. Яценюк. Над этим документом трудилась рабочая группа, в которую вошли представители нескольких министерств, НАК «Нафтогаз», ПАТ «Укртрансгаз», представители бизнеса и общественности. В общем, сборная команда, поименный состав которой, к сожалению, узнать не удалось. На следующий день этот законопроект направляют на рассмот­рение в комитеты и включают в повестку дня.

2 марта депутаты рассмотрели, а 5 марта законопроект приняли в первом чтении! 72 страницы печатного текста депутаты Верховной Рады успели прочитать и с замечаниями, одобрить, а 9 апреля – успешно за него проголосовали. 42 дня понадобилось народным депутатом, чтобы разобраться и одобрить закон, изменивший правила игры на рынке газа, с которыми мы, бытовые потребители этого газа, не можем год никак разобраться.

Уже год, как новые правила газоснабжения лихорадят страну, а объяснить их суть никто не спешит. Согласитесь, это ненормально, когда тебе навязывают новые условия услуг, не объясняя при этом их последствия. Ненормально, когда навязывают новые договора на газоснабжение, текст которых не понятен не только потребителю, но и руководст­ву газоснабжающей организации.

Если бы руководители единственного в нашем городе предприятия, которое взяло на себя обязанность осуществлять услуги по газоснабжению – ООО «Днепропетровскгаз сбыт» – понимали, что написано в том договоре, который они предлагают подписать (или согласиться с его условиями) жителям нашего города, они постарались бы ни раздувать скандал. Гораздо проще в спокойной обстановке объяснить нам, что к чему. И на письменные запросы жители получали бы ответы, а не отписки непонятно о чем. А если объяснять ничего не хотят, мы делаем вывод – от нас что­-то хотят скрыть, и это что-­то нам очень не понравится.

Чего хотели неизвестные нам авторы Закона? Из Пояснительной записки к закону: создание конкуренции на рынке. Авторы считают, что закон не содержит признаков дискриминации и в нем отсутствуют риски коррупционных правонарушений. Консультаций с общественностью также не требуется. (Зачем эту общест­венность спрашивать, нравится ей этот закон или нет? – авт.).

Прогноз результатов от введения этого закона тоже весьма спорный. Авторы считают, что этот закон поможет создать конкурентный рынок, с гарантированными равными возможностями доступа к нему, эффективным управлением, усовершенствует организационные и правовые нормы. Сбылись ли эти прогнозы? Давайте подумаем. Год прошел, результаты уже должны быть. Может быть, правительст­ву результаты и видны, а вот нам, жителям тех самых регионов, где уже созданы региональные рынки газа, не видно пока ничего.

Читаем закон.

Статья 3 п.1 – рынок природного газа функционирует на принципах свободной добросовестной конкуренции, кроме субъектов природных монополий.

Все правильно. Тот, кто на данной территории признан монополистом, конкурировать ни с кем не может, так как этих конкурентов у него просто нет.

Читаем дальше – государство не вмешивается в функционирование этого рынка, кроме некоторых случаев, оговоренных в этом законе.

Еще один важный аспект, сформулированный в этой статье – свободная торговля газом и равенство прав всех субъектов на этом рынке. И главное – свободный выбор поставщика газа.

Глава 2, статья 13 – потребитель имеет право на свободный выбор поставщика газа, более того, смена поставщика бесплатная. Выполняя требования закона, Национальная комиссия, регулирующая энергетику и коммунальные услуги (НКРЭКУ), утверждает новые Правила поставки природного газа (Постановление № 2496 от 30.09.2015 г.). Раздел 3 пункт 21 – бытовой потребитель имеет право на свободный выбор поставщика и право бесплатно перейти к другому, более для него интересному поставщику газа.

Очень своеобразно в нашем городе подошли к созданию «свободного рынка газа», к «свободному» выбору поставщика этого газа для жителей города. Вначале нам объявили, что лицензию «Днепрогаза» на поставку газа бытовым потребителям аннулировали, поэтому мы все срочно должны заключить договор с новым поставщиком газа – ТОВ «Днепропетровськгаз Збут». Все кинулись заключать договора, очереди огромные, прорвались не все. Естественно, договор тоже сумели прочесть не многие. Потом нам прислали уведомление, что договор можно не подписывать, достаточно прислать отрывной листок, с указанием своих персональных данных. А тем, кто и этого не сделает, достаточно оплатить присланную квитанцию. Так что переживать нечего. Те же, кто не согласен с предложенными условиями, пусть ищут другого поставщика газа, если не найдут – им обрежут газ.

Вот так у нас в городе внедряли новые правила и «свободный», недискриминационный рынок газа, где нет коррупции, а права потребителей защищены.

В связи с этим, я пыталась найти хоть какой­-то нормативный документ, где было бы написано, как бытовой потребитель может осуществить свое право на свободный выбор поставщика газа. Хоть какую­-то информацию о поставщиках газа в нашем регионе. Не нашла. Не смогли помочь в этом вопросе и работающие на нашем «свободном» рынке газа – горгаз и газсбыт. Никто не знает, где эти конкуренты и как их искать.

Возвращаемся опять к Закону, статья 1, из которой мы узнаем, что хозяйственная деятельность, связанная с пос­тавкой газа, подлежит лицензированию, а лицензии выдает комиссия НКРЭКУ. На сайте этой уважаемой комиссии публикуют лицензионный реестр субъектов хозяйственной деятельности, которые осуществляют поставки газа. В реестре всего 40 субъектов, имеющих лицензию на этот вид деятельности. Это на всю страну! Вот вам ответ – есть у нас свободный выбор поставщика газа или нет.

Днепропетровское областное территориальное управление Антимонопольного комитета проводит расследование деятельности ТОВ «Днепропет­ровськгаз Збут» и делает вывод, что навязанные бытовым потребителям условия договора поставки газа не дают пот­ребителю законную возможность выбора. Правильно, не дают. А начинать надо было не с этого. Вначале – создавать свободный и конкурентный рынок, потом – информировать потребителей про всех субъектов этого рынка, а только потом, когда потребитель определится, – предлагать свои условия. Если бы на нашем региональном рынке была бы хоть какая­-то конкуренция, мы (потребители) ее обязательно бы увидели. Иначе зачем огород городить, зачем вводить новые правила, нервировать и так нервное население?

Сейчас я, бытовой потребитель, не понимаю смысла новых правил, которые приняты Верховной Радой и за которые так быстро и дружно проголосовали депутаты. А если не понимаю, то и согласиться с ними не могу. Я не знаю, к каким последствиям все это может привести. Для меня газ – жизненно необходимый продукт. Я, проживая в многоквартирном доме, не могу перейти на другие, альтернативные источники тепла, не могу в своей квартире соорудить печку и готовить еду на костре.

Для большинства жителей Украины поставки газа являются жизненно важными. И разобраться с новыми правилами для нас крайне важно, поэтому авторы Закона «Про рынок природного газа» не правы, заявляя, что этот закон не требует согласований с общественность. Требует, еще и как. А депутаты высшего законодательного органа власти прежде, чем голосовать за этот закон, должны были подумать, к каким последствиям это все приведет. К сожалению, спешили и не подумали, а мы теперь должны расплачиваться.

Попутно возникает еще один вопрос: как проводился конкурс на «постачальника останьої надії»? Как этого постачальника выбирали, если выбора не было? Может быть, поэтому и результаты конкурса найти нигде нельзя?

Какой вывод можно сделать – на нашем региональном рынке газа конкурентов нет, нет свободного выбора поставщика газа. Но с таким очевидным выводом категорически несогласно руководство нашего единственного поставщика газа. Монополистом они себя признать не хотят.

Комиссия НКРЭКУ в свой реестр монополистов не вводит ТОВ «Днепропетровськгаз Збут». Как Вы думаете, почему? Читайте закон, и вы все поймете. Возвращаемся опять в статью 3 Закона Украины «Про рынок природного газа».

Рынок природного газа функционирует на принципах свободной конкуренции, кроме субъектов природных монополий; государство не вмешивается в функционирование этого рынка.

Получается, если не монополист, то в твою деятельность государство не вмешивается, конкурируй, сколько хочешь. Глава 2, статья 12 и Правила поставки природного газа (раздел 1 пункт 4) – поставки природного газа осуществляются по ценам, которые свободно устанавливаются между поставщиком и пот­ребителем.

Вот мы и перешли к самому главному – свободные цены. Что такое свободные цены между поставщиком и потребителем? В каких случаях они применяются? По какой цене мы, бытовые потребители Днепропетровска, должны рассчитываться за услуги ООО «Днепропетровскгаз сбыт»?

В том договоре, который нам предлагают подписать, цена не указана:

«IV. Ціна, порядок обліку та оплати природного газу
4.1. Споживач розраховується з Постачальником за природний газ за ціною, що становить _________.
4.2. Ціна на газ має зазначатися Постачальником у платіжних документах (рахунках та/або квитанціях абонентської книжки) про сплату послуг за цим Договором, у тому числі у разі її зміни.
У випадках застосування до Споживача диференційованих цін на природний газ суми, вказані в рахунках, відображають кожну таку диференційовану ціну окремо».

Фактически, нам предлагают подписать договор, не указывая стоимость услуг газо­снабжения. Хочу обратить Ваше внимание: речь идет не о тарифе на газ, который все время растет, а именно о стоимости услуг, пока для потребителей непонятно, каких. ООО «Днепропетровскгаз сбыт» покупает у ПАТ «Днепропетровскгаз» какие­-то объемы газа и перепродает этот газ населению, оказывая нам еще вдобавок «информационные услуги». Фактически, у нас появился посредник, по­-народному – спекулянт, который, пользуясь своим монопольным положением, навязывает нам свои услуги. А не нравится – ищите другого, только ведь не найдете.

ТОВ «Днепропетровскгаз сбыт» нарушает статью 189 Гражданского Кодекса Украины:

«Ціна є істотною умовою господарського договору. Ціна зазначається в договорі у гривнях».

Если цена в договоре не указана, это уже повод вмешаться правозащитникам, государственной власти и навести порядок. Не вмешиваются.

В этой же статье 12 – субъекты хозяйствования используют в своей деятельности свободные и государственные регулированные цены. Так что же это такое, свободные цены? Для этого давайте определим, что такое государственные регулированные цены. Статья 191 Гражданского Кодекса – государственные регулированные цены устанавливаются Кабинетом министров, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Исходя от обратного, свободную цену устанавливает сам субъект хозяйствования, в нашем случае – ООО «Днепропет­ровскгаз сбыт»!

Теперь вам понятен механизм нововведений? Достаточно монополисту создать дочернюю структуру, получить лицензию – и вперед. Никакого контроля со стороны государства, цены такие, какие они сами захотят. И под все это безобразие – закон и государст­венные органы власти, в упор не замечающие отсутствие как самого свободного рынка газа, так и конкуренции на этом рынке. Выполнили требование Евросоюза, отчитались!

Ирина Дейнеко

P.S. С 1 мая подорожал газ для населения, которое пользовалось им по льготной цене. Так, тысяча кубических метров газа поднялась с 3,6 тыс. гривен до 5,5 тыс. грн. Кроме того, повысилась цена газа для предприятий теплокоммунэнерго, в связи с чем с июля подорожает тариф на отопление и горячую воду на 75-90%.

Сравнительная таблица структуры цены на газ в странах ЕС и Украине

Город

Стоимость газа (оптовая цена + снабжение), %

Стоимость транспортирования (магистральная + распределение), %

Энергетический налог, %

НДС,%

Прага

61

22

0

17

Варшава

57

24

0

19

Будапешт

58

21

0

21

Париж

43

36

7

14

Лондон

71

21

3

5

Днепропетровск

72

8

0

20

1707

По теме: