Статьи
05.08.2016 16:51

Евроинтеграция: опыт Польши

Оглядываясь назад, можно сделать вывод о плюсах и минусах польского евроинтеграционного процесса.

«Мы, можно сказать, подобная страна. Нас более­-менее столько, сколько и вас. Территория немного меньше, но мы – подобные страны, в этом же регионе Европы. И история также сходна с многих точек зрения.

Мы считаем, что в нашем регионе Европы эта дорога оправдалась. Это дорога, о которой мы можем говорить, что она очень много дает. И об этом говорим нашим соседям, нашим друзьям украинцам».

Генрик Литвин, посол Польши в Украине

Действительно, евроинтеграционный опыт Польши во многом интересен и для нашего государства. Польша и Украина имеют сходный исторический опыт, будучи разделенными между соседними государствами. Польша, как и Украина, в начале 90-­х годов ХХ века была одной из самых бедных европейских стран, со взрывоопасной социальной обстановкой. Оба государства имели похожую экономическую структуру и поляризованную социальную систему. В конце концов, и поляки, и украинцы имеют сходный менталитет, определяющий их взгляды на жизнь.

Все начало меняться с крахом социалистической системы. И Украина, и Польша выбрали европейский вектор развития. Путь возврата в европейскую семью. Однако, если для нас это носило декларативный, зачастую сиюминутный, конъюнк­турный характер, то поляки подошли к евроинтеграционным процессам гораздо ответственнее. И уже начиная с начала 90-­х гг. прошлого века Польша начинает путь продвижения в Европу. Причем и общество, и государство в позитивной оценке евроинтеграции были солидарны.

Этого курса придерживались все польские правительства независимо от партийной принадлежности, а на референдуме о вступлении в ЕС этот шаг поддержали почти 75% поляков. Первым шагом польской евроинтеграции стал распад социалистической модели международных экономических  связей. В начале 1991 г. было принято решение исполкома Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), социалистического ответа ЕС и НАТО, о самороспуске в связи с фактическим развалом социалистического лагеря. Польша ожидала и надеялась на это решение.

16 декабря 1991 года Польская Республика и Европейское сообщество подписывают Европейский договор, образующий политико­правовую базу для интеграции нашей соседки в ЕС. Уже в этом договоре закладывался политико­экономический фундамент дальнейшего вхождения в сообщество европейских государств. В частности, по этому договору предусматривалось создание зоны свободной торговли, либерализация обмена услугами, ограничение вмешательства государства в экономическую сферу.

Практическое осуществление данной стратегической программы было возложено на тогдашнее польское руководство. Многим известна фамилия творца польских экономических реформ Лешека Бальцеровича. Именно этот человек взял на себя груз непопулярных экономических и социальных решений, которые, при всей своей первоначальной непопулярности в конце концов позволили Польше войти в ЕС и добиться нынешней социально­экономической стабильности.

При Бальцеровиче, которого считают автором концепции экономической «шоковой терапии» для Польши, государство было вытеснено из основных сфер экономической жизни. Упор делался на развитии малого и среднего бизнеса. Началась стремительная приватизация. Правда, в отличие от Украины или РФ, она не носила ваучерного характера. Государственные предприятия продавались за наличные, что позволяло минимизировать коррупционные риски. Открывался простор для иностранных инвесторов. Естественно, что политика «затягивания поясов» вызвала широчайшую критику в польском обществе.

Но и поставленные цели были достигнуты. Если в 1992 г. рост ВВП в Польше составлял 2,6%, то через три года он вырос более чем в два раза. Все эти либеральные реформы позволили Польше выполнить требования ЕС и приблизиться к членству в европейском клубе. Но, подчеркнем, этот процесс растянулся более чем на десять лет.

9 октября 2002 г. Европейская комиссия рекомендовала десять государств­кандидатов на вступление в ЕС в 2004 году. В их числе была и Польша. По результатам переговоров между старыми и новыми членами Евросоюза, окончательное положительное решение было объявлено 13 декабря 2002 г., а 9 апреля 2004 го­­да договор был утвержден Европейским парламентом. В этом же месяце состоялось подписание Договора о присоединении.

Оглядываясь назад, можно сделать вывод о плюсах и минусах польского евроинтеграционного процесса. По мнению большинства аналитиков, к основным негативным моментам относится необходимость открытия границы для миграционных потоков, ликвидация некоторых отраслей промышленности и «утечка мозгов».
Демонтаж судостроительной, металлургической и угольной промышленности, на который пошли под давлением суровых экологических норм европейского законодательства, действительно привел к увеличению безработицы и росту социальной напря­женности.

Однако эти процессы в определенной мере нивелировались выходом Польши на более широкий рынок труда. Теперь высококвалифицированные польские специалисты получили возможность трудоустройства в европейских странах с более высоким уровнем заработной платы: Англии, Ирландии, Дании, Голландии, и Германии.

Безработица постепенно сошла на нет, с 20% в 2004 году до 8,5% в 2014 г. Эти процессы привели и к росту зарплаты. Её средний уровень поднялся с 2.270 злотых (около 688 долларов) в 2004 году до 3.800 злотых (1.152 доллара) в 2014 г. Не осуществилось и обещанное евроскептиками поднятие цен.

Нет, в определенных сферах они действительно пошли вверх. В первую очередь это касается коммунальных, юридических, финансовых услуг, а также цен на общественный транспорт. Но абсолютного количества товаров повышение не коснулось. Что касается выгод, то их список и вес для развития Польши несомненно более высок. На первом месте здесь стоят прямые дотации из бюджета ЕС. Они идут на реализацию двух приоритетов – политики выравнивая и поддержки сельского хозяйства. На эти два направления с момента вступления в ЕС Польша уже получила 85,3 млн евро.

Если кто-­то считает, что таким образом осуществляется финансовый диктат отцов-­основателей Евросоюза и фактическая потеря государственного суверенитета, то это ошибка. Финансовые программы формируются польскими органами власти. А контроль со стороны соответствующих органов ЕС позволяет свести к минимуму коррупцию.

Кроме прямых бюджетных инвестиций, следует отметить возрастание иностранных инвестиций. Так, за период 2003­-2012 годов Польша привлекла около 102 миллиардов евро. В то время, как, скажем, Украина лишь около 37 миллиардов. Все это уже сейчас привело к повышению уровня жизни поляков, а сама Польша стала своеобразным работодателем для ряда соседних стран. В том числе и для граждан нашего государства.

Валентин Рыбалка,
научный сотрудник Украинского
института изучения Холокоста «Ткума»

2982