Статьи
24.01.2017 15:20

Конфликтная Днепропетровщина

Верховная Рада приняла Закон «О предотвращении коррупции» в октябре 2014 года – это одно из условий для введения безвизового режима Украине со стороны Европейского Союза.

Конфликт интересов в Днепропетровскойобласти, как и в остальной Украи­не, явление довольно распространенное.Чиновниками депутатам региона недавно напомнили о том, чем чреваты частные интересы на публичной службе и как урегулировать конфликт интересов.

Недавно Апелляционный суд Днепропетровской области признал виновным депутата Днепровского горсовет Геннадия Глядчишина в принятии решения в условиях реального конфликта интересов.

На одной из сессий он, будучи депутатом, а в частной жизни – собственником ООО «Ажур­-Н», проголосовал за предоставление разрешения этому предприятию на разработку техдокументации на земельный участок. Частный интерес Глядчишина повлиял на его депутатскую деятельность. Произошел конфликт интересов. Наказание за данное правонарушение – штраф. Но его не назначили в связи со сроками давности – истекли три месяца. 

До решения суда могло и не дойти, если бы депутат сделал одно простое действие: публично объявил о конфликте интересов своим коллегам перед голосованием.

Еще один пример. 1 декабря Заводской районный суд г. Днепродзержинска (сейчас Каменское) признал виновной директора Коммунального заведения «Днепродзержинский учебно­реабилитационный центр» Днепропетровского облсовета в том, что она не сообщила о реальном конфликте интересов, и назначил штраф в размере 1.700 грн.

Директор коммунального заведения определила размер премии и выдала приказы о премировании своей подчиненной – дочери – не сообщив о реальном конфликте интересов вышестоящему начальству – в Днепропетровский областной совет.

Закон «О предотвращении коррупции», по которому судили вышеуказанных персонажей, новый. Верховная Рада приняла его в октябре 2014 года – это одно из условий для введения безвизового режима Украине со стороны Европейского Союза.

Документ призван очистить публичную службу (органы государственной власти и местного самоуправления, в том числе созданные ими предприятия и заведения) от предпосылок к коррупции, учитывая международные стандарты.

На основании этого Закона создали Национальное агентство по вопросам противодействия коррупции (НАПК) и детализировали антикоррупционное законодательство. В том числе, уточнили понятие «конфликт интересов» и выделили два его вида: «реальный» и «потенциальный».

Наглядные примеры

В Днепропетровской области, как и в остальной Украине, конфликт интересов – явление не редкое. С ноября 2015 года суды области вынесли свыше 150 вердиктов в отношении служебных лиц, у которых усматривали конфликт интересов. Часть дел суды закрыли в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а часть виновных подали апелляцию.

Но сколько конфликтов интересов в реальности на Днепропетровщине?

Нам удалось выследить, как минимум, три случая, которые могут подпадать под ЗУ «О противодействии коррупции».

Согласно методическим рекомендациям, утвержденным НАПК (решение № 2), указано, что закон запрещает должностным лицам предприятий и заведений, созданных органами государственной власти или органами местного самоуправления, владеть коммерческим предприятием или его частью.

В государственном заведении «Днепропетровская медицинская академия» заведующим кафедрой хирургии № 1 является Яков Соломонович Березницкий, а руководителем отдела аспирантуры и магистратуры – Александр Георгиевич Родинский. Они не просто преподаватели, а люди, которые наверняка выполняют организационно­распорядительские функции – руководители. По данным аналитической платформы YouControl, по состоянию на 9 декабря 2016 года Александр Родинский входил в состав учредителей ООО «Еврейский медицинский центр Джей Эм Си».

Яков Березницкий, по данным YouControl, владеет бОльшей частью ООО НПП «Медицинские системы и технологии», а также частями предприятий «Мединком 2011» и «Эндотехномед».      

Еще пример из медицинской сферы: Владимир Дузенко, руководитель КЗ «Владимирский психоневрологический интернат» Днепропетровского облсовета, находящегося в селе Степановка Томаковского района, является одновременно собственником Частной агрофирмы «Искра», что в селе Чумаки Томаковского района. И если учесть, что у некоторых интернатов и пансионатов области есть приусадебное хозяйство, в том числе и гектары земли, то такое совмещение может стать поводом для дальнейшей проверки на предмет злоупотребления своим служебным положением.

Все эти случаи говорят о том, что вышеуказанные должностные лица – в зоне коррупционных рисков. С целью предотвращения возможных конфликтов интересов все они должны передать свои части предприятий в управление другим людям и, главное – не родственникам.

Специалисты Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции говорят, что вопросы конфликта интересов касательно служебных лиц юридических лиц публичного права, о которых идет речь выше, достаточно тонкие. Их необходимо рассматривать отдельно и детально.

Что нужно знать

22 декабря в большом круглом зале Днепропетровской обл­госадминистрации собралось больше сотни чиновников и депутатов местных советов области. Собрались потому, что Днепропетровщина присоединилась к всеукраинской информационно­просветительской кампании «Конфликт интересов: нужно знать». Представители Национального агентства по вопросам противодействия коррупции, а также эксперт ПРООН рассказали присутствующим, что такое конфликт интересов и как его предотвратить.

Один из основных посылов: конфликт интересов не означает коррупцию, а только ее источник. НАПК должно способствовать зачистке публичной службы от источников возможной коррупции.

Частные интересы, как отмечают в НАПК, чаще всего могут присутствовать у служащих, которые занимаются закупкой товаров, работ и услуг за бюджетные деньги, совершают надзор и контроль, принимают решения о распределении бюджетных средств, земли, продажи госимущества, проведении государственной экспертизы и выдачи выводов.

При этом конфликт интересов, чаще всего, урегулировать довольно просто. Главное  обнародовать его, не стесняться сообщать о нем, выкладывать наружу. Сообщать, во­первых, своему руководству. Депутату местного совета достаточно объявить о конфликте его интересов перед рассмотрением «конфликтующего» вопроса на сессии – и все.

Специалисты Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции советуют обращаться к ним за консультацией (тел.: (044) 200­-06­-91) и уточнять разного рода спорные ситуации, ведь определить конфликт интересов порой, не так просто.

«От нас ждут многого. Все сделайте, все решите, ссылаясь на материалы. Глядя на материалы, мы видим, что человек – мерзавец. Не потому, что у него конфликт интересов, а потому, что есть другая причина. Мы пишем: «Извините, но конфликта интересов нет. Сообщите об этих фактах в другой правоохранительный орган». У человека в голове возникает: «Создали еще одного дармоеда. Я им сообщил о фактах коррупции, а они ничего не сделали». Поэтому, с одной стороны завышенные ожидания, а с другой – те факты, которые есть, мы стараемся доводить до конца», – рассказал специалист НАПК Игорь Степанов.

Он признался, что бывают даже случаи, когда по документам видишь, что человек нарушитель, но доказать нельзя.

***

Итак, конфликт интересов – это когда частные интересы влияют на выполнение чиновником или депутатом своих обязанностей.

С другой стороны, Закон о предотвращении коррупции не запрещает наличие частной жизни у служебных лиц, как таковой.

«Идет речь о соблюдении правил этического поведения служащего и соответствующей оценке частных интересов через призму возможного их негативного влия­ния на объективность принятия решений или деяния служащего при реализации своих служебных полномочий», – отмечают специа­листы агентства в методических рекомендациях.

Наказанием за конфликт интересов, в зависимости от ситуации, может быть как штраф, так и увольнение с занимаемой должности.

Антон Романенко

2351

Последние новости: