Статьи
09.07.2017 10:37

Украинский бизнес на пути в Европу

Нацеливаться на поставку продукции одновременно во все страны Евросоюза – нет смысла. Эксперт советует выбрать, для начала, 3-­5 государств и установить с ними торговые отношения.

«Через тернии – к звездам». Именно эта крылатая фраза является актуальной для украинских малых и средних предпринимателей, которые поставили перед собой цель – выйти на рынок Евросоюза. Правда, становятся на этот путь далеко не все представители малого и среднего бизнеса. Продукция, которая пойдет на экспорт в заветный ЕС, должна отвечать жестким стандартам качества.

В областном совете Днепропетровской области на конференции «Поддержка инвестиций и экспортной деятельности малого и среднего бизнеса» это и обсуждали.

– Украина выбрала европейский вектор развития, – говорит глава областного совета Днепропетровщины Глеб Прыгунов. – В Европе малый и средний бизнес – основа общества. Поэтому, стимулируя его развитие, поможем нашим громадам быть более успешными и богатыми. Один из приоритетов работы областного совета – поддержка малого и среднего бизнеса. Сейчас идет разработка программы, по которой областной бюджет будет компенсировать предпринимателям проценты по кредитам. Уверен, что половину процентной ставки – это реально, – отметил он.

Выход на европейский рынок особо актуален для украинских предпринимателей, учитывая, что с первого января 2016 г. вступила в силу торговая часть Ассоциации между Украиной и ЕС. Это значит, что началось внедрение углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (ЗСТ). Она предусматривает взаимное открытие рынков для товаров, а это – новые возможности для украинских компаний, инвесторов, европейских и украинских потребителей.

Старт ЗСТ с ЕС фактически совпал с отказом от свободной торговли с РФ. Кабинет министров Украины ее отменил 2 января 2016 г. Запрет на торговые отношения с государством­агрессором продлен до конца 2017 г.

По словам административного ассистента Европейской Бизнес Ассоциации Дениса Ковальского, Днепропетровщина была одним из лидеров по экспорту в Россию и другие страны СНГ. Теперь и область, и Украина в целом получили возможность улучшить производство и качество товаров и услуг, переориентировавшись на Евросоюз. Однако прежде, чем выйти на рынок ЕС, предпринимателям нужно изучить его специфику.

– Рынок ЕС – это 70% мировой торговли, – констатирует административный ассистент Европейской Бизнес Ассоциации Денис Ковальский. – 28 стран­членов ЕС – это 500 миллионов возможных клиентов. Рынок ЕС общей системой не является. Каждая страна имеет право на регулирование своего внутреннего рынка. Необходимо понимать, что для начала торговли с европейскими государствами нужно изучить их рынки. Ведь культура ведения бизнеса на каждом из них отличается. Думаю, что ЗСТ с ЕС поспособствует улучшению конкурентоспособности и повышению качества продуктов украинских фирм.

Чтобы открыть путь на экспорт, предприятия должны пройти процедуру сертификации продукции по европейским стандартами.

– Тут нет ничего страшного, констатирует руководитель экспортного комитета Торгово­промышленной палаты в Днепропетровской области Игорь Снитивкер. – Если предприниматель не пройдет сертификацию, экспорт будет невозможным. Для бизнеса, который занимается продуктами питания, нужно оформить сертификат образца ISO 2000. Есть специальные сертификаты для распространения товара в европейских супермаркетах. Существует много разных стандартов, все зависит от продукции, – констатировал он.

Денис Ковальский дал украинским предпринимателям советы для удачного экспорта в ЕС. Нацеливаться на поставку продукции одновременно во все страны Евросоюза – нет смысла. Эксперт советует выбрать, для начала, 3­5 государств и установить с ними торговые отношения. Необходимо изучить обстановку на национальных рынках этих государств: узнать, на сколько занята ниша, в которую предприниматель собирается войти, узнать больше о потенциальных конкурентах, понять, чего хотят европейские потребители – то есть, провести маркетинговое исследование.

В целом, выходить на рынки ЕС стоит в том случае, если предприятие является конкурентоспособным. Чтобы привлечь внимание к продукции, как вариант, можно «сыграть» на низкой цене. Но это – не ключевой фактор. Доступная цена не всегда влияет на решение европейца, когда тот думает, покупать продукт или нет. В Европе потребители, прежде всего, обращают внимание на качество.

Три вида пути

Денис Ковальский рассказал о трех вариантах выхода на европейский рынок:

1. Модель В2В – когда компания продает свой товар или услуги другим предприятиям.

– В этом случае вы продаете большое количество продукта, но есть один минус – маржинальность (разница между ценами товаров и услуг, проще говоря – прибыль –ред.). Вы продаете много, но за каждую единицу получаете меньше прибыли, чем хотелось бы, – сообщил Денис Ковальский.

2. Торговля с помощью дистрибьюторов. В этом случае европейская фирма или предприниматель делают оптовую или крупную закупку товаров у украинского предприятия, впоследствии сбывая этот товар конечным потребителям.

 – При работе с дистрибьюторами не нужно думать о том, как создавать логистический центр (он предусматривает обработку и хранение грузов – ред.). А вот недостаток – это то, что придется делиться с ними маржой, – сказал Денис Ковальский.

3. Ритейл – розничная торговля. Предприниматели, которые занимаются таким бизнесом, могут иметь сеть магазинов.

– Тут прибыль будет самой высокой, – говорит Денис Ковальский. – Ведь предприниматель, фактически, доносит свой товар до полки. Но есть один минус: нужно оформить множество разрешений, чтобы выйти на этот уровень.

Получить консультации и помощь для выхода на европейский рынок предприниматели могут в государственных (Министерстве экономического развития и торговли Украины, торгово­экономических миссиях при посольствах Украины, посольстве ЕС и торгово­экономических миссиях, присутствующих в Украине) и негосударственных органах (Европейской Бизнес Аcсоциации, Торгово­промышленной палате и торговых палатах стран ЕС).

Путь в Европу более, чем реальный

Некоторым предприятиям с Днепропетровщины все же удалось решить такую, на первый взгляд, непростую задачу как выход на рынок ЕС. Среди них – производитель фурнитуры для металлопластиковых окон и дверей «Axor». Предприятие приняло решение работать на экспорт в 2014 году.

Жилой комлекс «Панорама» в Днепре на ул.Симферопольской – один из тех, в остеклении
которого участвовала компания «Axor». Теперь продукцию днепровских мастеров оконной фурнитуры осваивают и в Европейском Союзе

– Честно говоря, на европейском рынке нас особо не ждали, – рассказывает директор по продажам «Axor» в Украине Хаурмаджи Эдем. – Чтобы поставлять продукцию в Европу, предприятие получилоIFT­сертификат института Розенхайма. Без этого документа реализовать фурнитуру для окон в ЕС компания не имеет права. У нашего предприятия, в том числе, есть сертификаты ISO 9001:2008, Komfort Line K­3 и Smart Line S+. Свой выход на еврорынок начали с Румынии. Затем стали работать в Балтии, а также открыли офис в Польше. Кстати, Польша является крупным производителем окон. Чтобы успешно торговать фурнитурой с другими членами ЕС, желательно присутствовать в этом государстве. Вскоре наше предприятие начало поставлять продукцию в Данию, Италию и Португалию, пока что в эти страны экспортируется только 5% объема производства. Прежде всего, мы отправляем востребованную в Европе продукцию. Например, в Дании и Швейцарии постепенно отказываются от металлопластиковых окон, заменяя их деревянными. Учитывая эту тенденцию, мы поставляем нужную фурнитуру, – сообщил представитель компании «Axor».

Кстати

В октябре-декабре 2016 г. Институт экономических исследований и политических консультаций провел опрос на 1.044 предприятиях, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью. По результатам исследования, 27% экспортеров столкнулись с препятствиями.

Из них, у 32% – возникли проблемы с непредсказуемой торговой политикой Украины, 26% не были удовлетворены качеством транспортной инфраструктуры, 24% респондентов пожаловались на неблагоприятное валютное регулирование, 23% – на неэффективный механизм возмещения НДС, 22% – на огромное количество разрешительных документов для экспорта. 21% опрошенных возмущаются бюрократией на таможне и сложными правилами определения происхождения товара.

Еще один залог успешной торговли с ЕС – открытость производства.

– Компания приглашает иностранных партнеров на производство, чтобы они увидели, как создается фурнитура для окон, – говорит Хаурмаджи Эдем. – Очень важно обратить внимание на качество материалов, из которых делается продукция. У нас есть лаборатории, отвечающие за контроль качества сырья. Кроме того, Институт Розенхайма предоставил нам лабораторию для тестирования уже готовой продукции.

Покорить европейский рынок удалось и «Sicore» – еще одной компании с Днепропетровщины. Предприятие занимается созданием вывесок, оформлением торговых центров. Выход на рынок ЕС для предприятия тоже начался в 2014 г. – с оформления вывески на заправочном комплексе одной из португальских компаний. Кстати, ранее днепровская фирма называлась не «Sicore», а «Арт­Пирамида групп», но поскольку название для Европы – неподходящее, руководство решило его изменить.

– Поначалу с нами в Европе отказывались заключать контракты, – рассказывает представитель «Sicore» Петр Приходько. – Не хотели этого делать из­за войны на Донбассе. Тогда наша компания решила открыть фирму на территории Польши. Таким образом мы могли работать на базе европейского законодательства. Тем не менее, продукция все равно производится в Украине. В 2015 г. у нас было много заказов со всей территории Польши, кроме того отправляли готовые вывески в Великобританию. Наша компания зарегистрировалась на тендерной интернет­площадке, и мы выиграли конкурс на изготовление вывесок для отделений польской полиции! – поделился успехом Петр Приходько.

Ирина Сатарова

1631