Статьи
02.01.2018 18:23

Следите за законопроектом №1107!

С принятием проекта незаконные заборы в реку будет разрешено сносить даже простым гражданам (забор на фото – незаконно преграждает доступ к реке Самаре в селе Орловщина Новомосковского района).

4 февраля 2015 года Верховная Рада Украины в первом чтении приняла проект Закона Украины № 1107 «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо забезпечення безперешкодного доступу громадян до узбережжя водних об’єктів для загального водокористування». «За» проголосовали 280 из 324 народных избранников.

Но в дальнейшем процесс принятия закона был заторможен.

Чего нового ожидать от законопроекта, как он повлияет на дальнейшую жизнь граждан нашей страны – мы расскажем в этой статье. А в продолжении – о нелегком его «продавливании».

Проект №1107 вносит изменения в Водный, Земельный кодексы Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях, а также Законы Украины «Про місцеве самоврядування в Україні» и «Про місцеві державні адміністрації».

На сегодня, в Водном кодексе, в части второй статьи 47, говорится о том, что районные и городские советы, по представлению центрального органа исполнительной власти в сфере водного хозяйства или в сфере санитарного и эпидемиологического благополучия населения, или по представлению облгосадминистрации, или иных госорганов, имеют право установить места, где «забороняється купання, плавання на човнах, забір води для питних або побутових потреб, водопій тварин, а також за певних підстав визначають інші умови, що обмежують загальне водокористування на водних об’єктах, розташованих на їх території».

Для разрушения коррупционных схем и резкого снижения возможности вполне законно нечистым на руку чиновникам передать в частные руки право преграждать доступ к воде для граждан, творцы законопроекта №1107 предлагают добавить в эту статью такое положение:

«Не допускається обмеження загального водокористування, зокрема заборона купання та плавання на човнах, у зв’язку з наданням земель прибережних захисних смуг (пляжної зони) в користування юридичним або фізичним особам».

В части тринадцатой статьи 88 того же кодекса авторы законопроекта хотят положение «До узбережжя морів, морських заток і лиманів у межах пляжної зони забезпечується безперешкодний і безоплатний доступ громадян для загального водокористування, крім земельних ділянок, на яких розташовані гідротехнічні, гідрометричні та лінійні споруди, санаторії та інші лікувально­-оздоровчі заклади, дитячі оздоровчі табори» заменить на:

 «Громадянам забезпечується безперешкодний і безоплатний доступ до узбережжя морів, морських заток, лиманів та островів у внутрішніх морських водах в межах пляжної зони, а також до узбережжя річок, водойм та островів для загального водокористування, крім земельних ділянок, на яких розташовані гідротехнічні, гідрометричні та лінійні споруди, санаторії та інші лікувально­-оздоровчі заклади, дитячі оздоровчі табори.

Перешкоджання такому доступу (в тому числі шляхом влаштування огорож або інших конструкцій) на землях прибережних захисних смуг, наданих в користування, чи справляння за нього плати є підставою для припинення права користування землями прибережних захисних смуг».

По сути, если в сегодняшней редакции наказание за ограждение прибрежных территорий несет абстрактный характер, то с принятием проекта №1107 наказание станет конкретным: прекращение права пользования землей.

Также в новой редакции Водного кодекса вводится наказание за взимание платы за доступ к водоёмам.

Вместо: «У разі надання права користування пляжною зоною користувачі зобов’язані забезпечити безперешкодний та безоплатний прохід вздовж берега моря, морської затоки чи лиману» вводится:

«Перешкоджання проходу вздовж берега моря, морської затоки чи лиману (в тому числі шляхом влаштування огорож або інших конструкцій) чи справляння за нього плати є підставою для припинення права користування пляжною зоною».

И последнее нововведение в Водном кодексе: инициаторы проекта закона устранили пробел в кодексе, включив в статью 110, где оговаривается, какие лица несут наказание, пункт 15, которым наказываются и лица, виновные в:

«…обмеженні безперешкодного і безоплатного доступу громадян до узбережжя морів, морських заток, лиманів та островів у внутрішніх морських водах в межах пляжної зони, а також до узбережжя річок, водойм та островів для загального водокористування, крім випадків, передбачених цим Кодексом».

Такая норма устранит двусмысленность в трактовке закона, и виновный за ограничение доступа граждан Украины к побережью рек, морей и других водоемов будет нести ответственность.

В Земельном кодексе Украины творцы законопроекта планируют изменения в статьях 60­-62.

В статью 60 («Прибрежные защитные полосы») планируется ввести дополнительный четвертый раздел:

«4. У межах прибережних захисних смуг забезпечується безперешкодний і безоплатний доступ громадян до узбережжя морів, морських заток, лиманів та островів у внутрішніх морських водах в межах пляжної зони, а також до узбережжя річок, водойм та островів, крім земельних ділянок, на яких розташовані гідротехнічні, гідрометричні та лінійні споруди, санаторії та інші лікувально­-оздоровчі заклади, дитячі оздоровчі табори.

Перешкоджання такому доступу на земельних ділянках прибережних захисних смуг, наданих в користування (в тому числі шляхом влаштування огорож або інших конструкцій), або справляння за нього плати є підставою для припинення права на користування зазначеними земельними ділянками».

Дополнение к статье 61 («Ограничения в использовании земельных участков прибрежных защитных полос вдоль рек, вокруг водоемов и на островах») и 62 («Ограничение в использовании земельных участков прибрежных защитных полос вдоль морей, морских заливов и лиманов и на островах во внутренних морских водах») того же кодекса куда более интересно:

«5. У прибережних захисних смугах не допускається влаштування огорож або інших конструкцій, що перешкоджають доступу громадян до узбережжя річок, водойм та островів у випадках, не передбачених статтею 60 цього Кодексу.

Такі огорожі або інші конструкції демонтуються їх власниками (особами, що їх встановили) протягом десяти днів після одержання письмової вимоги органу виконавчої влади, органу місцевого самоврядування, а також можуть бути самостійно демонтовані органами виконавчої влади, органами місцевого самоврядування, юридичними особами або громадянами.

Видатки відповідного місцевого бюджету, витрати юридичних осіб та громадян, пов’язані з демонтажем зазначених огорож або інших конструкцій, відшкодовуються їх власниками (особами, що їх встановили)».

По сути, органам местной власти, исполнительной власти, общественным организациями, а также простым гражданам дается инструмент по борьбе с незаконными застройками, заборами, шлагбаумами на прибрежной зоне!

Более того, если власть или исполнительные органы оказываются инертными в данном вопросе (или заинтересованными в незаконной застройке, что часто бывает), демонтаж может произвести местная громада.

Статью 60 Кодекса Украины об административных правонарушениях предлагается дополнить частью второй с такой формулировкой:

«Обмеження безперешкодного і безоплатного доступу громадян до узбережжя морів, морських заток, лиманів та островів у внутрішніх морських водах в межах пляжної зони, а також до узбережжя річок, водойм та островів для загального водокористування, крім випадків, передбачених законом, – тягне за собою накладення штрафу на громадян у розмірі від десяти до тридцяти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян і на посадових осіб – від тридцяти до п’ятдесяти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян».

По сути, это дополнение устраняет сегодняшний пробел в законодательстве, при котором домовладельцев, которые ради собственной выгоды трехметровыми заборами ограничивают доступ к водоемам простым гражданам, невозможно привлечь к ответственности.

Скажете, владельцев элитных домиков у реки навряд ли отпугнет смешная для них сумма штрафа (от 170 до 510 грн; напоминаем, что сумма одного необлагаемого минимума в Украине для административных правонарушений составляет 17 грн)?

Но ведь будут штрафовать регулярно!

Продолжение следует…

Максим Красиков

1227