Статьи
10.09.2018 14:49

Объединяя усилия

Проект сотрудничества громад – инструмент не очень популярный, но достаточно выгодный. Как громады Днепропетровской области помогают друг другу.

«Гордые должны платить по тройной цене»

В конце февраля власти Днепра приняли неожиданное решение: сократить несколько городских автобусных маршрутов. В итоге, поселок Слобожанское был отрезан от привычного транспортного сообщения с городом Днепр. Чуть позже стало понятно, почему власти Днепр решили ввести «санкции».

Слобожанское считают образцово­-показательной громадой и гордостью реформы децентрализации.

«Сегодня в этой объединенной территориальной грома­ де (ОТГ) мы строим 9-­этажный дом на 106 квартир. Их бесплатно получат учителя, врачи и воины АТО, один из которых Герой Украины. Все квартиры будут уже с внутренней отделкой.

Менее года назад, рядом с будущим домом, Президент открывал построенный нами детский садик на 220 мест. В этом году там же, рядом, мы построим спорткомплекс для жите­ лей ОТГ, а в следующем – 25­-метровый бассейн.

Децентрализация дала колоссальные возможности для местных громад. И каждый город может использовать их так, как это делаем мы», – писал в Facebook советник председателя Днепропетровской облгосадминистрации Юрий Голик.

Реформа децентрализации действительно предоставила объединенным территориальным громадам новые возможности и увеличила их бюджеты. Но объемы эти разные. Слобожанской объединенной территориальной громаде в этом плане повезло, благодаря чему она реализовывает крупные инфраструктурные объекты. Но в Днепре считают, что громада частично живет за счет областного центра.

«Рассказывается, что поселок Слобожанское – такие молодцы. Эфемерное благосостояние поселка строится исключительно на том, что это фактически территория города Днепр и в силу близости к городу там было с 2011 года создана «налоговая гавань», – объяснил в эфире «34 канала» мэр Днепра Борис Филатов. – Фактически, – оффшор. Скажем так, там было проще договориться с районной налоговой инспекцией. И крупные компании, такие как АТБ, аккумуляторный завод, некоторые фирмы группы «Алеф» и прочие взяли и перевели туда свои компании. Фактически, недоимка по бюджету Днепра только за счет налога на доходы физлиц составляет 140 млн грн».

После «транспортных санкций» мэр Днепра написал в Facebook, среди прочего: «Я лично считаю, что гордые люди должны за все платить по тройной цене». Гордыми он назвал жителей Слобожанского, которые не захотели входить в состав города Днепр, а стали отдельной объединенной территориальной громадой.

Следом город выставил поселку счет в 8,8 млн грн за поставленное тепло и посодействовал тому, чтобы компания «АТБ» перерегистровала свой офис в Днепре.

25 июня мэр Днепра Филатов и поселковый голова Слобожанского Иван Каминский подписали договор о муниципальном сотрудничестве.

Для выполнения условий сотрудничества поселок должен предоставить на рассмотрение КП «Днепроводоканал» свой генплан, способствовать передаче в коммунальную собственность Днепра трех местных водопроводов и двух напорных канализационных коллекторов, установить счетчики воды, обеспечивать софинансирование реконструкции ряда объектов ЖКХ и ремонта котельных, изоляции тепловых сетей. Договор предусматривает восстановление автобусных маршрутов до Слобожанского, а также оживление сотрудничества коммунальных и частных предприятий, функционирующих в обеих громадах.

Сильнее вместе

«Проект сотрудничества громад» – явление не очень популярное в области. Хотя, инструмент очень выгодный. Особенно для громад, у которых нет возможностей решить проблему самостоятельно.

В 2014 году вступил в силу закон «О сотрудничестве территориальных громад», который определил организационно­правовые основы и механизмы сотрудничества громад. Документ направлен, в том числе, и на стимулирование такого сотрудничества.

В Днепропетровской области те громады, которые заключили подобные договора, делали это, как правило, по подсказке и при поддержке районных или областных властей.

На протяжении нескольких лет Александропольский сельсовет сотрудничает со Слобожанской объединенной территориальной громадой. Сельсовет с населением под 1 тыс. человек создал Центр предоставления админуслуг (ЦПАУ) и, так как ценных кадров они привлечь не могут, платят Слобожанской объединенной громаде за услуги государственного регистратора. Договор заключили по совету областных властей.

«Мы обрабатываем пакет документов, через программу реестра недвижимого имущества отправляем им, они обрабатывают и нам отправляют все документы. Для того, чтобы упростить обмен документами, мы заключили договор с «Новой Почтой». Получаем курьерской доставкой все эти документы», – рассказывает Людмила Муркович, глава сельсовета.

Благодаря этому, их Центр может предоставлять населению больше административных услуг. Таким же способом, кстати, расширил перечень предоставляемых админуслуг и Обуховский поселковый совет.

Слобожанская объединенная территориальная громада заключила договор о сотрудничестве с Подгородненским городским советом – вместе финансируют Слобожанскую школу эстетического воспитания, которую посещают жители обоих населенных пунктов.

В Верхнеднепровском районе Малоалександровский сельсовет по договору о сотрудничестве с Верховцевским горсоветом софинансирует местную пожарную команду и находится под ее защитой.

Сразу четыре громады Днеп­ропетровской области – это половина Томаковского района – подписали договор о сотрудничестве в форме реализации проекта «Построение ЭКО­громады благодаря сотрудничеству Высшетарасовской, Выводовской, Владимирской и Новокиевской громад».

Сельский голова Высшетарасовки Раиса Шуляк рассказывает, что сперва их сельсовет создал коммунальное предприятие, но денег для снабжения его всем необходимым не было.

«Бензопилы, бензокосы мы купили. Но это не решает проблему. Тогда была идея, что каждый сельсовет внесет какой­то вклад, чтобы закупить дополнительную технику и работать на несколько громад», – говорит Шуляк.

Координатором реализации проекта выступил Томаковский райсовет, но проект так и не удалось реализовать.

Всего на Днепропетровщине зарегистрировано 6 проектов сотрудничества громад. Лидер – Слобожанская ОТГ, которая имеет уже три проекта, о которых шла речь выше: два по предоставлению админуслуг, а третий – в образовательной сфере.

Эксперт по региональному развитию Игорь Мамонов говорит, что сотрудничество выравнивает распределение ресурсов в различных громадах, способствует решению более сложных задач, поскольку объе­диняет усилия.

«Уместно днепропетровским громадам совместно содержать и финансировать медицинские учреждения в рамках пяти госпитальных округов, которые будут созданы в области. Сегодня разрабатывается региональная стратегия управления отходами, она предусматривает создание пяти или шести кластеров для сбора, сор­тировки и переработки мусора в области. Это опять – предмет сотрудничества громад, как и опорные школы, совместные культурные мероприятия, фестивали, ЦПАУ, Центры безопасности, вопросы охраны и рекреационного использования общих природных объектов, открытие индустриальных парков, водопроводы и т.д », – отмечает Игорь Мамонов.

Сотрудничество громад и налаживание партнерства органов местного самоуправления для реализации совместных проектов – общепринятая модель объединения усилий в странах Европейского Союза. Каждый третий проект громад в Германии – это проекты межмуниципального сотрудничества, во Франции в проектах сотрудничества участвуют 80% громад.

Процесс заключения договора

Как отмечает аналитик общественной организации «Украинский центр европейской политики» Екатерина Потапенко, все начинается по инициативе одной из громад от имени председателя совета, депутатов или представителя местной громады. Предложение оформляется в виде документа в свободной форме, с указанием цели сотрудничества, территории действия договора, ожидаемых результатов, и источников финансирования. Далее такое предложение рассматривается советом населенного пункта, и принимается заключение в соответствии с интересами громады. В случае положительного заключения начинается процесс переговоров между потенциальными субъектами сотрудничества.

На этапе переговоров комиссия проводит оценку соответствия потребностям территориальной громады. Проводят общественное обсуждение предложения. В случае согласия о сотрудничестве образуется специальная комиссия, в которую входит равное число представителей громад – субъектов сотрудничества, которая занимается подготовкой договора. Затем проект догово­­ ра обсуждается общественностью, и, если возражений нет, происходит заключение договора. В дальнейшем совет населенного пункта – инициатора сотрудничества – обязан направлять отчеты в Министерство региональной политики. Кроме того, каждый из пунктов подготовки заключения договора занимает минимум несколько недель. Соответственно, минимальный срок подготовки договора будет составлять 60 дней.

Антон Филиппов

591