Новости
07.11.2018 13:23

Куда уходят миллиарды гривен на тендерах «Укрзализныци»

Самым дорогим тендером третьего квартала текущего года стала закупка пассажирских вагонов, в среднем 1 вагон обходится бюджету в 28 миллионов гривен.

В третьем квартале 2018 года «Укрзализныця» заключила рекордное количество контрактов на 8,6 миллиардов гривен. Всего железная дорога провела 5.804 процедуры закупок на 11,3 миллиарда гривен. Участники тендеров предоставили обеспечение предложений на общую сумму 348 млн грн.

Об этом сообщили активисты проекта «Zалізниця без корупції».

Самым дорогим тендером квартала оказалась закупка пассажирских вагонов. Всего на приобретение 53 спальных вагонов потратят 1,5 млрд грн. В среднем 1 вагон производства «Крюковского вагоностроительного завода» обойдется в 28 миллионов гривен. При этом единственный конкурент «Крюковского ВРЗ» – «Харьковский вагоностроительный завод» – в последний раз строил вагоны еще в далеком 1996 году. Поэтому конкуренции у «крюковцев» пока нет.

Также «Крюковскому ВРЗ» достался и второй по величине тендер – закупка 6-ти дизель-поездов на 3 вагона. Стоимость закупки 1,06 млрд грн (177 млн грн за один дизель-поезд).

«Укрзализныця» дважды отменяла эту закупку в 2017 и 2018 годах. Возможной причиной этому может быть то, что, кроме «Крюковского ВРЗ», на участие в тендере подавались польский и китайский производители, предполагают активисты «ZБК».

Также в крупнейшие тендеры вошли закупки дизтоплива на 600 млн грн, рельсовых креплений на 275 млн грн, услуг по ремонту пассажирских вагонов (270 млн грн) и закупки стрелочных переводов.

Активисты также констатировали, что традиционно крупнейшими контрагентами «Укрзализныци» стали в основном фирмы-прокладки без производственных мощностей. В частности, это ООО «ВМ Трейдинг», которое является посредником в поставках рельсовых креплений «Корпорации КРТ», входящей в семейный бизнеса братьев Дубневичей.

ООО «Сота Украина», ООО «Фирма «Викант» и ООО «Альфа Метал Компани» являются посредниками в реализации металлопроката от меткомбинатов Рината Ахметова, Сергея Таруты и Вадима Новинского.

ООО «Крендлз», ООО «Технорейлгруп», ООО «Стар Пак Груп», ООО «Коларес Брокерс», ООО «Эней», ООО «Техэлектропром» и ООО «НТП «Трансинвест» являются посредниками в поставке запчастей и материалов для железной дороги. 

Типы процедур

Завершенные открытые торги с публикацией на английском языке (более 133 тыс. евро) – 5508 млн грн.

Завершенные открытые торги (до 133 тыс. евро) – 2763 млн грн.

Завершенные неконкурентные процедуры – 325 млн грн.

Отмененные закупки (отменены заказчиком) – 562 млн грн.

Закупка не состоялась (недостаточное количество допущенных участников) – 2119 млн грн.

Средняя экономия в тендерах «Укрзализныци» составила 2,1%, что вдвое меньше, чем в целом по Украине. Хотя за I полугодие средняя экономия составляла 3,2%.

22% всех предложений или 2204-х участников тендерные комитеты дисквалифицировали.

Худшие показатели соотношения экономии и недискриминационности у «Центра по ремонту и эксплуатации путевых машин», «Дарницкого вагоноремонтного завода» и «ЦТС Лиски».

Кроме того, «Укрзализныця» оказалась лидером среди обжалований нарушений в Антимонопольный комитет. Всего на действия заказчика подали 341 жалобу, из которых 138 были удовлетворены, 97 – не удовлетворены, 50 – отклонены и 49 отозваны жалобщиком.

Больше всего жалоб были удовлетворены в тендерах филиала «Пассажирская компания» – 27. На втором месте филиал «Центр обеспечения производства» – 21 удовлетворенная жалоба. На третьем – региональный филиал «Юго-Западная железная дорога» – 19 удовлевторенных жалоб участников.

В третьем квартале «Укрзализныця» осталась лидером по количеству дисквалификаций участников, уровню обжалований и низкой экономии в тендерах.

«Отсутствие централизованного контроля за показателями закупок крупнейшей государственной компании делает публичные закупки еще одной ахиллесовой пятой железного великана. А увеличение объемов закупок только умножает риски, учитывая репутацию самых крупных контрагентов государственной компании», – резюмировали активисты проекта «Zалізниця без корупції».

949

По теме: