Новости
05.03.2019 17:53

Как кандидат в президенты Петр Порошенко использовал админресурс в феврале

По данным наблюдателей, в условиях официальной избирательной кампании до сих пор сложно разграничить должностную и предвыборную активность действующего президента Украины.

Несколько кандидатов на пост Президента Украины имеют практическую возможность злоупотреблять административными ресурсами на национальном и местном уровнях. Это Александр Вилкул, Петр Порошенко, Юлия Тимошенко и Руслан Кошулинский. Но текущая специфика сочетания должностной и агитационной активности кандидата в президенты Петра Порошенко создает наибольшие риски для конкурентности выборов.

Об этом сообщили наблюдатели Гражданской сети «Опора» 5 марта на пресс-конференции, посвященной презентации второго отчета по результатам наблюдения «Опоры» за выборами Президента Украины 31 марта 2019 (февраль).

По данным наблюдателей, в условиях официальной избирательной кампании до сих пор сложно разграничить должностную и предвыборную активность Петра Порошенко. К примеру, в феврале президент Украины в официальном статусе провел 7 заседаний локальных Советов регионального развития в Одесской, Кировоградской, Донецкой, Запорожской, Львовской и Николаевской областях.

На национальном уровне Совет регионального развития является консультативно-совещательным органом при Президенте Украины, при этом местные государственные администрации своими распоряжениями создали советы соответствующего уровня. Председательство главы государства на заседаниях локальных советов регионального развития активно использовалось для освещения программных основ кандидата на пост Президента Украины и объявления де-факто предвыборных обещаний.

Активисты «Опоры» подчеркнули, что действующий глава государства должен четко разграничить должностную деятельность и ведение предвыборной агитации. Кроме того, механизмом предупреждения злоупотреблений бюджетным административным ресурсом на выборах является неукоснительное соблюдение сфер ответственности органов власти и распределения полномочий. Это означает, что органы управления, отвечающие за пенсионное обеспечение и выплаты жилищных субсидий, должны получить исключительные полномочия по информированию граждан по соответствующему вопросу.

«По нашему мнению, нужно прекратить практику внешней коммуникации, информирования общества со стороны должностных лиц, в юрисдикции которых нет ни пенсионных вопросов, ни материального обеспечения тех или иных социальных групп, ни монетизации субсидий, и оставить это на откуп правительству, официальным должностным лицам Кабинета министров Украина, а также Пенсионному фонду для того, чтобы избежать заявлений о злоупотреблениях бюджетным административным ресурсом», – отметила координатор избирательных и политических программ Гражданской сети «Опора» Ольга Айвазовская.

В этом контексте обратило на себя внимание непосредственное участие Президента Украины, кандидата в президенты Петра Порошенко в правительственном совещании по вопросам индексации пенсий 25 февраля 2019 года. При этом процесс осуществления пенсионных выплат и монетизации достаточно активно используется Петром Порошенко в информационной кампании в свою поддержку, включая тематические заявления во время его региональных визитов.

Наблюдатели «Опоры» отметили также массовость практики освещения предвыборной активности кандидата в президенты Петра Порошенко на официальных сайтах облгосадминистраций и райгосадминистраций. Значительная часть таких случаев имеет признаки нарушения части 3 статьи 58 Закона Украины «О выборах Президента Украины». Как отмечается в законе, официальные сообщения о деятельности кандидатов-чиновников в период избирательного процесса не должны сопровождаться комментариями агитационного характера. При этом наблюдатели отмечают, что в отдельных регионах, например, в Николаевской области, РГА прекратили практику размещения агитационных комментариев на своих сайтах после публичных сообщений «Опоры».

В отчетный период зафиксировано начала новых социальных программ и повышение размеров выплат отдельным группам граждан. Эти инициативы касаются, как национального, так и местного уровней.

Так, Днепровский городской совет в января 2019 года упростил порядок получения гражданами материальной помощи и существенно увеличил объем ее бюджетного финансирования. Наблюдатели «Опоры» зафиксировали призывы руководства горсовета к работникам коммунальных учреждений и организаций подавать заявления на оформление материальной помощи. Вследствие массовой подачи заявлений на получение материальной помощи и больших очередей горожан 11 февраля Днепровский горсовет провел очередную сессию с единственным вопросом повестки дня об отмене предыдущего решения об упрощении процедуры ее оформления. При этом общая сумма финансирования адресной помощи осталась неизменной.

В отчетный период наблюдатели обнаружили единичные факты привлечения работников коммунальных учреждений к мероприятиям предвыборной агитации в поддержку кандидатов на пост Президента Украины. К примеру, в городе Каменское Днепропетровской области имеются факты по централизованному привлечению работников коммунальных предприятий к агитационным мероприятиям в поддержку кандидатов на пост Президента Украины Юлии Тимошенко и Петра Порошенко.

877

По теме: