Новости
22.03.2019 13:39

«Укрзализныця» оказалась в долговой яме на сотни миллионов долларов

При пересчете на гривны заем в 4,2 миллиарда превратился в непогашенный долг на сумму около 12 миллиардов, при этом железнодорожники уже заплатили британской компании около 8 млрд гривен.

На прошлой неделе украинская гривна резко изменила динамику курса по отношению к иностранным валютам. СМИ связывают это со «срочной» выплатой 150 миллионов долларов задолженности по евробондам.

За что платит железная дорога и насколько выгодна история с еврооблигациями «Укрзализныци», рассказали активисты проекта «Zалізниця без корупції».

Так, еще в 2013 году «Укрзализныця» получила заем в сумме 500 миллионов долларов, предоставленный Приднепровской, Южной, Львовской, Донецкой, Юго-Западной и Одесской железным дорогам. Заем был предоставлен компанией «Shortline PLC» для размещения облигаций «УЗ» на международных рынках.

Заемщик «Shortline PLC» был создан за несколько недель до заключения контрактов с железной дорогой. Закупка услуг состоялась по переговорной процедуреу единственного представителя. Официальным обоснованием этого стала «насущная необходимость в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения процедур конкурсных торгов».

Владельцем «Shortline PLC» значится британская компания по финансовому посредничеству «TMF trustee limited».

Главным организатором заимствования согласно заключенным договорам определили британский банк «Barclays Banк PLC».

Как сообщает «Апостроф», еврооблигации на сумму 500 млн долларов были размещены на Ирландской бирже под 9,5% годовых в валюте. Это достаточно высокий процент для операций в иностранной валюте. Средний процент кредитных линий в долларах США составляет около 3-6% годовых.

Полное погашение бумаг должно было состояться в мае 2018 года.

В 2015 году, после начала войны, компания объявила технический дефолт по бумагам. Займы железной дороги попали под общую программу реструктуризации.

С «Shortline PLC» удалось договориться о повышении ставки до 9,875% в обмен на перенос сроков полного погашения на 2021 год. При этом тело кредита решили разбить на шесть траншей: март и сентябрь 2019 года – по $150 млн, март и сентябрь 2020 и 2021 годов – по $50 млн.

Кроме этого, «Укрзализныця» за весь период пользования займом должна заплатить $300 млн в качестве процентов (по $25 млн каждые полгода), что составляет около 1,3 миллиардов гривен.

Общий процент пользование займом «Shortline PLC» составляет 60% в долларах США.

Если перевести все это в национальную валюту, то картина выглядит совсем фатально: в 2013 году «Укрзализныця» получила заем – 4,2 млрд грн, а по состоянию на сегодняшний день имеет непогашенный долг на сумму около 12 млрд грн, уже заплатив около 8 млрд грн.

За это время, кроме последних $150 млн погашения задолженности, которые действительно сократили долг компании, «Укрзализныця» заплатила почти $220 млн процентов и пени за просрочку задолженности. И все эти $220 млн ни на копейку не уменьшили тело задолженности в 500.000.000 долларов.

В 2017 году евробондами «Укрзализныци» заинтересовалось НАБУ (в Едином госреестре судебных решений дело № 760/16376/18ред.). Несвоевременные оплаты и миллиардные проценты за пользование займом «Shortline PLC» выглядят не слишком выгодно для украинской компании.

Впереди у «Укрзализныци» погашения следующих 350 миллионов долга и около 150 миллионов процентов. И все это в американской валюте.

«Несмотря на то, что первый транш железная дорога платила чуть ли не в последний момент и якобы не без помощи из администрации президента, прогнозировать легкую судьбу займа «Shortline PLC» не стоит», – резюмировали активисты «ZБК».

1769