Новости
12.04.2019 15:13

«Укрзализныця» закупает запчасти в России, переплачивая украинским «прокладкам» в 5 раз

Только за 2017 год в Украину импортировали из России оборудования и запчастей для железной дороги примерно на 2 миллиарда гривен.

АО «Укрзализныця» совершает государственные закупки у компаний, продающих товары из России с неоднократным завышением цен.

Подробности сообщили активисты проекта «Zалізниця без корупції».

Так, в сентября 2018 года «Укрзализныця» провела очередной тендер на закупку запчастей для локомотивных скоростемеров общей стоимостью 25,5 млн грн. В тендере принимали участие только 2 фирмы – ООО «Электротех» и ООО «НТП «Трансинвест».

Предложения участников отличались всего на 1000 грн, но за 3 раунда аукциона формальные конкуренты не сделали ни одного понижения цен.

Как отметили активисты, это и не удивительно, потому что обе фирмы предлагают продукцию одного производителя – ОАО «Электромеханика» из города Пенза, РФ.

Оба участника предоставили идентичные справки и письма согласования, а тендер даже приблизительно не напоминал конкурентные действия.

При этом стоимость продукции достаточно существенно отличается от цены на эти товары в России. Так, скоростемер 3СЛ2М железная дорога закупала по 86.000 грн с НДС, тогда как в России он в розницу стоит 38.000 рублей (по курсу сегодняшнему курсу НБУ – около 16.000 грнред.).

«Таким образом «Укрзализныця» закупает скоростемеры примерно в 5 раз дороже, чем их продает производитель. По дороге из Пензы в Киев цена растет в астрономической прогрессии, ведь никто из украинских производителей не может производить локомотивные скоростемеры и запчасти для них. Для этого надо пройти долгую процедуру согласования производства и допуска к применению», – подчеркнули в «ZБК».

При этом сам скоростемер воплощает технологии середины прошлого века. Только стоит эта технология для «УЗ» по 86.000 гривен.

«Укрзализныця» осталась настолько довольна условиями контракта, что в конце прошлого года решила увеличить объем заказа до 30 млн грн, из которых «УЗ» могла переплатить более 2/3 стоимости.

ООО «НТП «Трансинвест» было зарегистрировано в средеине 2014 года. В разгар активной фазы боевых действий на востоке житель уже оккупированного на тот момент Крыма Максим Ковальчук регистрирует в Киеве компанию, которая станет главным импортером железнодорожной техники из России и не только.

Найти компанию по месту регистрации активистам не удалось, так как в документах указан только номер дома – ул. Приорская, 21. Это 4-этажное административное здание. Никакой информации о «Трансинвесте» по месту регистрации предприятия найти не удалось.

«Скорее всего, не удастся и привлечь к ответственности владельца и директора компании, ведь он проживает на неконтролируемой территории», – констатировали в проекте «ZБК».

ООО «НТП «Трансинвест» имеет целый перечень открытых уголовных дел – и в ГПУ, и в НАБУ, и в Донецкой полиции. Но компания продолжает работать, несмотря на все открытые производства.

В другом тендере ООО «НТП «Трансинвест» поставляет запчасти к дизелям тепловозов. Все из той же России.

Производителем продукции значится ОАО «Коломенский завод», г. Коломна, РФ.

Согласно заключенному договору, цена одной форсунки дизеля Д-49 составляет 10.800 грн с НДС. В Украине такие форсунки продают по 1.800 грн, а в России они стоят еще дешевле – 2.200 рублей за штуку (по сегодняшнему курсу НБУ – 916 грнред.).

На этом контракте «Укрзализныця» снова переплатила более чем в 5 раз. С такой же накруткой цены «УЗ» закупала в «Трансинвесте» и контакторы для локомотивов.

Из этого активисты сделали вывод, что 5-разовое завышение цен на запчастях локомотивов – это уже установленная ​​«маржа» от участников этой схемы.

Всего за 5 лет своего существования ООО «НТП «Трансинвест» заключило договора с «Укрзализныцей» на сумму 450 миллионов гривен.

Однако история с «Трансинвестом» далеко не единственная.

В середине 2018 года «Укрзализныця» приобрела на 50 млн грн российские провода. Единственными допущенными участниками стали ООО «Техэлектропром» и ООО «Эней».

Оба участника предлагали продукцию от ООО «ЗМИ-Профит» из города Магнитогорска, Россия. И снова с минимальной разницей цен и без всякой конкуренции.

До этого «Укрзализныця» закупила на 120 млн грн российские провода в ООО «Интеркабель-Киев». Тогда в тендерных требованиях заказчик указал, что поставщик должен осуществить поставку продукции в течение 30 дней с момента получения заявки. При єтом не каждый производитель сможет изготовить за 30 дней продукции на 120 миллионов.

В результате такого требования на тендер пришли только 2 участника – уже упомянутое ООО «Техэлектропром» и ООО «Интеркабель Киев», которое и выиграло закупку без конкуренции. Оба участника предлагали провода АО «Росскат» из города Нефтегорска, РФ.

«Укрзализныця» заплатила за медный провод НлОл 0,04Ф-100 по 417 грн/кг с НДС. При этом в России этот же провод продавали в переводе на гривны по 135 грн/кг.

«Конечно, «Укрзализныця» могла бы закупить украинский аналог этого провода – МФ-100, к тому же в 2 раза дешевле, но не захотела. В государственной компании придумали гениальное объяснение, что российский НлОл 0,04Ф-100 имеет немного лучшие характеристики устойчивости к износу. Именно за это и стоит переплатить в 2 раза», – отметили в проекте «ZБК».

В то же время, вымышленные тендерные условие о поставках в течение 30 дней после заключения договора с нужным посредником исчезли. В дальнейшем заказчик даже подписал соглашение о продлении срока действия договора на следующий год, потому что ООО «Интеркабель Киев» не успело за 3 месяца поставить весь объем.

На троих ООО «Техэлетропром», ООО «Эней» и ООО «Интеркабель Киев» получили от «Укрзализныци» более 950 миллионов гривен за кабельно-проводниковую продукцию. Позже детективы НАБУ выяснили, что железная дорога по этим контрактам переплатила по меньшей мере 225 миллионов гривен.

НАБУ начало расследование дела №52018000000000089 от 07.02.2018 по факту злоупотребления должностными лицами «Укрзализныци» (в Едином госреестре судебных решений дело № 760/23518/18ред.).

«Так, указанные должностные лица Филиала «ЦЗВ» ПАО «Укрзализныця» в течение 2016-2018гг., вступив в преступный сговор с должностными лицами ООО «Техэлектропром», ООО «Эней»и ООО «Интеркабель Киев», безосновательно завышали ожидаемую стоимость при проведении публичных закупок кабельно-проводниковой продукции на общую сумму более 225 млн грн и создали искусственные условия для победы указанных субъектов хозяйствования, при которых одновременно фактически сделали невозможным участие в данных закупках заводов-производителей кабельно-проводниковой продукции, в том числе ПАО «Одесский кабельный завод «Одескабель», ОАО «Завод «Пивденькабель»…», – значится в материалах дела.

Как отметили активисты, «Укрзализныця» на протяжении последних лет также покупала российские генераторы, российские реле с тройной переплатой, российские редукторы и многое другое. Все эти закупки проходили по идентичному сценарию – никакой конкуренции и заоблачные цены.

По данным аналитической системы YouControl, только в 2017 году в Украину импортировали из России оборудования и запчасти для железной дороги на 82 млн долл., или около 2 млрд грн.

«Несмотря на то, что «Укрзализныця» неоднократно заверяла, что будет отказываться от российских запчастей, на самом деле дальше обещаний дело так и не двигается. Потому что посредничество от восточного соседа приносит сотни миллионов определенным компаниям», – резюмировали свое расследование общественники проекта «ZБК».

802

По теме: