Статьи
01.07.2011 14:02

Курс лекций по новейшей истории. Часть 4. «Все будет Кривой Рог!»

Местные опытные управленцы Днепропетровщины в одночасье оказались не у дел – ключевые посты в обл­администрации получили «криворожские».

Что же произошло и чего нам от них ожидать? Попробуем разобраться.

Друзьям все, остальным – распоряжение

Кто бы мог предположить еще несколько лет назад, что традиционно богатая своими управленческими кадрами Днепропетровщина сама начнет «завозить» своих руководителей из одного конкретного города? Что должно произойти, например, в Запорожье, чтобы у них в облисполкоме сидело половина «мелитопольских»? Или в Донецке, чтобы местная обладминистрация пестрила «мариупольскими»?

А вот мы сейчас имеем как раз такую картину. Ключевые посты днепропетровской областной власти условно поделены между «людьми Ступака» и «криворожскими». Последние пришли сюда с получением Вилкулом-младшим губерна­торской должности. Креатура олигарха Рината Ахметова, успешный топ-менеджер ахметовских горно-обогатительных комбинатов (ГОК) в Кривом Роге, Александр Вилкул потащил в обладминистрацию своих людей.

Руководителем облсовета становится коллега Вилкула, экс-гендиректор Ингулецкого ГОКа Евгений Удод, начинавший карьеру подземным электрослесарем шахты «Родина» объединения «Кривбассруда».

«Криворожский» Удод, как и губернатор Вилкул, также взращен ахметовскими ГОКами

Первый заместитель председателя Днепропетровской облгосадминистрации Вячеслав Задорожный, почетный гражданин г. Кривой Рог, 25 лет чиновничал в криворожских рай- и горисполкоме.

Управделами Криворожского горисполкома, заместитель городского головы Кривого Рога Надежда Подоплелова стала заместителем Вилкула и руководителем аппарата обладминистрации.

Еще один зам. криворожского мэра – Геннадий Темник – тоже получил кресло губернаторского зама.

Это верхушка айсберга. В управлениях и департаментах области появилось очень много криворожан. Речь не только о специалистах и самих управленцах. Сюда подтянулись многочисленные помощники, водители, секретари, прочая обслуга.

Где их всех расселили? Сняли квартиры? Кто оплачивает им постоянные  вояжи за 150 километров домой в Кривой Рог и обратно – на работу – в Днепропетровск?

Вопросы риторические. Платит за все бюджет – ведь это служащие. А для тех, кто хочет узнать поподробнее, 27 мая издано распоряжение председателя Днепропетровского облсовета Евгения Удода «Про Порядок доступу до публічної інформації в Дніпропетровській обласній раді». Согласно ему, теперь не подлежат обнародованию документы, регламентирующие направления деятельности облсовета и его исполнительного аппарата, в частности, деятельность его сотрудников, их назначения и увольнения, вопросы оплаты труда, распоряжения коммунальным имуществом, документы, связанные с распоряжением бюджетными средствами.

Непонятно, как эта бумага соотносится с Законом Украины «О доступе к публичной информации». Зато она прекрасно иллюстрирует стиль нового руководства, и о многом говорит в плане наших с вами перспектив на будущее. Что ж, давайте об этом поговорим.

Маленький Донбасс

Для начала посмотрим на Кривой Рог попристальней. Что о нем известно? Что же это за местность такая, как формировалась? Чем отличаются люди?

Если коротко, то ментально Кривой Рог – это Донбасс в миниатюре. Многие криворожане так и говорят: «Я – из Кривбасса», а не «я – из Кривого Рога». Только на Донбассе добывают уголь, а в Кривбассе – руду. Кривой Рог – город горно-обогатительных комбинатов, еще действующих шахт по добыче руды и, конечно же, металлургии. Там жуткая экологическая ситуация с высочайшим уровнем онкозаболеваемости жителей.

Кривой Рог – лидер в Украине по загрязненности воздуха. За 2009 год здесь выброшено в атмосферу 321,6 тыс. тонн загрязняющих веществ, за 2010-й – 450 тыс. тонн. Для сравнения: в Днепропетровске в 2009 году в атмосферу города было выброшено 105,6 тыс. тонн загрязняющих веществ, в 2010-ом – на 4,6 тыс. тонн меньше.

«Город красных воробьев» – шутят жители Кривого Рога, имея в виду вредные выбросы.

Как и в других городах, в которых чрезвычайно развита тяжелая промышленность, ментальность простых криворожан – постсоветско-пролетарская.

Как и в Донецке, ценностями и приоритетами здесь был тяжелый труд. «Бросай дедукцию – давай продукцию!», как говорится.

Традиционно в Кривом Роге – высокий уровень преступности. По недавним социологическим исследованиям организации «Институт города» (руководитель – Александр Сергиенко) – самая высокая в Украине. В частности, этот город лидер в нашей стране по количеству квартирных краж (согласно отчету Генеральной прокуратуры Украины за 2010 год). Да, пресловутых «бегунов» здесь уже давно не видели. Но ведь никуда не делись социальные условия проживания. Кстати, в Кривом Роге находится одна из самых больших в Украине исправительных колоний – знаменитая «криворожская зона» усиленного режима.

Наверное, поэтому социальный запрос на тип руководства у криворожан вполне соответствует их социальным же условиям, которые так похожи на донецкие. Жесткая вертикаль власти, авторитарный стиль управления, никаких игр в демократию или либерализм – вот основные черты этого социального запроса.

А как же амбиции? А их у обывателей немного. Другое дело – местная номенклатура и так называемая бизнес-элита (эти две группы, само собой, взаимосвязаны и дополняют друг друга).

«Криворожане давно соперничают с Днепропетровском и не очень хотят подчиняються областному центру, – говорит лидер областного ВО «Батькивщина» Антонина Ульяхина. – Данная ситуация существовала при всех губернаторах. У них достаточно амбиций и они считают, что Кривой Рог лучше наполняет бюджет».

А говорила это Ульяхина на пресс-конференции, посвященной вопросу возможности создания Криворожской области.

Ей вторит народный депутат Украины от фракции КПУ Сергей Храпов: «Кривой Рог всегда пользовался определенными преференциями, и этот город является самодостаточным. Но я не думаю, что будет создана Криворожская область. Я думаю, будет попытка выделить этот город как отдельный административный центр, как Киев и Севастополь, и вывести его из областного подчинения».

Что мы видим? Донецкие с недавних пор стали конкурировать с Киевом и победили в этой борьбе. Криворожские же успешно осваивают контроль за Днепропетровской областью. Теперь вспоминаем, кому принадлежат криворожские ГОКи, и понимаем, откуда растут ноги. Как говорится, – и снова здравствуйте, Ринат Леонидович!

Объездную построят друзья Януковича

И куда же делись все наши толковые аппаратчики с большим стажем? Где Киряш, Антонов, Бондарчук? Кто-то сразу согласился уйти, а особо несговорчивые внезапно «попались на взятке», как Киряш. Напористый стиль криворожских в Днепропетровске очень похож на ту же модель поведения коллег из Донецка, обосновавшихся в Киеве.

Имеем управленческие кадры, наработавшие опыт на ГОКах и шахтах. Но получится ли рулить областью, как неким большим ГОКом?

Первый шаг сделан – свои послушные люди расставлены, вертикаль выстроена. Дискутировать, предлагать, «креативить» они не будут, они привыкли выполнять. Для них всегда главной задачей были показатели, прибыль предприятия, цифры роста оборота и доли рынка.

Теперь вернемся к вышеупомянутому распоряжению господина Удода, закрывающему доступ к информации. Оно знаковое. Само собой, здесь определенная цель. Дело в том, что все анонсированные новой властью начинания, вроде достройки объездной, различных реконструкций и строительств, имеют цель не просто задобрить «электоральную биомассу» в стратегически важной для регионалов области. Здесь еще и немалый бизнес-интерес.

Простой пример. Определены подрядчики, которые будут строить объездную вокруг г. Днепропетровска и осваивать 430 миллионов бюджетных гривен. Это компания ЗАО «Трест Дніпробуд», контролируемая экс-министром транспорта Леонидом Костюченко, которая получит  258,60 млн. гривен. Это ООО «Дор-Строй», которая получит 67,12 млн. гривен. Среди основателей – Тоня Наумкина, Ирина Демишкан, Игорь Мездрин. Последний является сыном первого заместителя главы Службы автодорог Украины Николая Мездрина. А Ирина  Демишкан – жена главы Государственной службы автодорог Владимира Демишкана, который, в свою очередь, является старым другом Януковича.
Еще один счастливый победитель тендера – ООО «Юникобуд», которому достанется 104,91 млн. гривен. Компания основана уроженцем Донецка Челяби-заде Юсиф Узеыр Оглы и фирмой «Дор-Строй», которая контролируется руководителями «Укравтодора»…

Примерно по такому же принципу определяют победителей тендеров на другие реконструкции и строительства в городе и области.

А вот здесь закладывается основа будущего конфликта в, казалось бы, довольно стройной системе управления. Может, в Кривом Роге никто особо и не возмущался бы таким положением дел. Но Днепропетровск – не Кривой Рог и не Донецк. Здесь успешные управленцы всегда стремились договариваться с бизнес-элитами, а не лоббировать свои структуры.

И в случает чего не поможет и тотальная поддержка нынешней центральной власти. Выражаясь вошедшим в моду новым стилем общения государственных мужей, донецкие сольют криворожских при первом же шухере.

И самое главное. Чего никак не могут взять в толк ни донецкие, ни криворожские. Управленец – это не топ-менеджер, нанятый хозяином с конкретной фамилией и заботящийся о показателях. Управленец – это обслуживающий персонал, а хозяин ему – народ. Директор ГОКа никогда не поймет, как это он – и вдруг обязан обслуживать рабочих. Ну, так ведь область – не большой ГОК!..

Читайте также:

Курс лекций по новейшей истории: «Донецкие». Поглощение

Курс лекций по новейшей истории: «Донецкие». Часть 2. А как же мы?

Курс лекций по новейшей истории: «Донецкие». Право силы

4085